вторник, 8 сентября 2009 г.

«Пятистрелый» т. е. бог любви.

Достойной нагараки парой является женщина, владеющая, по Ватсьяяне, «шестьюдесятью четырьмя искусствами», которые он подробно перечисляет. В их число, однако, включено и то, что никак не соответствует современному пониманию слова «искусство». В число искусств он включает и элементы хозяйственного обихода, и существенные элементы образованности, например, знание арифметики, грамоты, языков и различные виды развлечений в виде петушиных и перепелиных боев, владение косметикой, колдовством и т. п. Совокупность этих «шестидесяти четырех искусств» существенно и для самого нагараки, ибо знание может помочь ему завоевать сержце женщины.
Хотя Ватсьяяна, казалось бы, касается лишь главного предмета, любовных отношений мужчины и женщины во всем их многообразии, но вместе с тем он воспроизводит и довольно широкую картину общественной жизни и быта своего времени. Популярность «Кама сутры», интерес к ней не угасали на протяжении веков. Она получила немало продолжателей. Таков, например, Кока (прибл. XI в.), автор трактата «Ратирахасья» («Таинства любовной страсти»), Джьотириша (XIV в.), создатель сочинения «Паичасаяка» («Пятистрелый» т. е. бог любви), в котором описаны различные типы мужчин и женщин с точки зрения их любовных возможностей. Падмашри (XIV в.), автор сочинения «Нагарасарвасва» («Совершенство горожанина»), Джаядева (XIV в.), описавший в «Ратиманджа-ри» («Цветы страсти») различные виды любовных наслаждений, Кальянамалла (XV — XVI вв.), сочинивший «Анаи-гаранга» («Сцена бога любви Ананги»), трактат, описывающий любовные радости.
Но все это в той или иной мере продолжение Ватсьяяны. Весьма существенно воздействие «Кама сутры» на развитие собственно художественной литературы. Из наиболее ярких образцов такой литературы следует назвать «Куттанимата» («Наставлени" *"• „.-.и»), поэму Дамо-дарагупты, жившего в XII в. в Кашмире. Далее, сборник одноактных фарсов-монологов «Чатурбхани», содержащий четыре бхана (фарс-монолог)—«Убхаяабхисарика» («Влюбленные») Вараручи, «Падмапрабхритака» («Лотос в подарок») Шудраки, «Падатадитака» («Ногой по затылку») Шьямилаки, «Дхуртавитасамвада» («Спор плута и сводника» Ишварадатты. Сам сборник сложился к концу I тысячилетия н. э., а вошедшие в него произведения относятся к периоду между IV и VIII веков.
Особо должен быть назван поэт-сатирик Кшемендра (XI в.), живший в Кашмире. Назовем здесь три его поэмы —«Самаяматрика» («Расписание»), как бы продолжающая «Куттинимата» Дамодарагупты, «Калавиласа» («Наслаждение искусством»), в которой молодой купец становится объектом интриг гетеры, и «Нармамала» («Венок шуток»), в которой жена чиновника становится объектом любовных домогательств сводников. Подчеркиваем особо, что во всех названиях произведений любовные отношения оказываются инструментом, с помощью которого все названные авторы сатирически воспроизводят социальную действительность, не только осмеивая представителей тех или иных социальных слоев, но и остро критикуя самые основы общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий